Профсоюз ''ЩИТ'' СОЦПРОФ

Прочти Профсоюзы Аттестуй - не аттестуй, все равно... работать больше

Аттестуй - не аттестуй, все равно... работать больше

РТК обсудила компенсации работникам, занятым на вредных работах, и вопрос ратификации конвенций МОТ

Скорейшей ратификации конвенции, касающейся защиты профсоюзных лидеров от увольнения, ФНПР требовала неоднократно. И вот добилась, что на заседании Российской трехсторонней комиссии было решено представить на ратификацию в Госдуму Конвенции МОТ №№ 132, 135, 154. Кроме того, РТК обсуждала проекты приказов Минздравсоцразвития в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Предлагается принципиально изменить подход к компенсациям для таких работников: отменить “списки”, а решения о компенсации принимать индивидуально по каждому рабочему месту.

Работодатели уверяют, что при новом подходе уровень компенсаций в целом не снизится. Профсоюзы предрекают социальный взрыв... 


СУТЬ ПРОЕКТОВ

На обсуждение РТК Минздравсоцразвития вынесло два проекта приказа с длинными названиями: “Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест” и “Об утверждении размеров компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда”. Суть этих проектов приказов в том, что министерство предлагает отменить существующие “списки” и распространить компенсации на всех работников, которые заняты на вредных и (или) опасных работах, но - по результатам аттестации рабочих мест. То есть если по результатам аттестации будет признано, что рабочее место относится к определенному классу вредности, то работнику, независимо от его профессии, устанавливается персональная компенсация. Если же рабочее место будет признано безопасным - компенсации не полагается.

- Этот переход означает, что мы начинаем реализовывать те принципы Конституции и Трудового кодекса, которые запрещают дискриминацию в зависимости от места работы, должности и других факторов, а устанавливают единый подход для всех работающих, - поясняет замминистра Александр Сафонов.

При этом на федеральном уровне устанавливаются минимальные параметры (см. таблицу), которые могут быть повышены при заключении ОТС или колдоговора “в зависимости от возможностей работодателя”.

Процесс перехода к новому механизму рассчитан на пять лет. Это связано с тем, что в Трудовом кодексе есть положение, обязывающее работодателя проводить аттестацию рабочих мест раз в пять лет. На время переходного периода предполагается сохранить все те компенсации, которые прописаны в трудовых договорах. И до того момента, пока аттестация не будет проведена, эти условия не могут быть изменены.

ВОЗРАЖЕНИЯ

Сторона работодателей в целом проекты поддерживает, а вот у профсоюзов имеется масса принципиальных замечаний. Одно из основных - очень низкие размеры компенсаций, причем как дополнительных отпусков и сокращенной рабочей недели, так и финансовых. Сафонов объясняет логику министерства:

- Я хотел бы обратить внимание на то, что когда в 1974 году принимались “списки”, то ежегодный основной оплачиваемый отпуск составлял всего лишь 12 рабочих дней. Именно в тот период проводились обследования, которые показывали необходимость применения дополнительного отпуска как механизма, защищающего от вредного воздействия. На сегодня у нас отпуск установлен 28 дней. Я также напомню, что у нас календарный фонд праздничных дней тоже вырос. В 1974 году помимо вопросов охраны труда в Советском Союзе решались вопросы по привлечению специалистов на непрестижные профессии. Если мы возьмем по некоторым профессиям суммарный основной и дополнительный отпуск, да с учетом климатических зон, то по отдельным профессиям отпуск составит 110 дней. Еще сюда добавьте выходные и праздничные дни.

Впрочем, председатель Росуглепрофа Иван Мохначук тут же возразил: таких больших отпусков он не знает. И напомнил, что в соответствии с социальной хартией, которую ратифицировала Россия, следует стремиться к тому, чтобы люди вообще не работали во вредных условиях. По новому механизму же получится, что шахтеры под землей будут работать 33 часа вместо сегодняшних 30, то есть их положение ухудшится, что недопустимо. Вкупе с сокращением отпусков это может привести к тому, что шахтеры просто откажутся выходить из шахт в знак протеста или же опять приедут “на Горбатый мост”.

- По нашей информации, на протяжении четырех лет исследования (с 2005 по 2008 год) порядка 7 - 8 тысяч рабочих мест - подземные рабочие места, - продолжает Мохначук. - Но 17 тысяч в 2005 году, 18 тысяч в 2006-м, 20 тысяч в 2007-м, 21,5 тысячи в 2008-м - это рабочие места на поверхности, с вредными факторами, которые можно устранить. Я констатирую, что за эти четыре года работодатели не вкладывали денег в создание безопасных условий труда на поверхности, где можно улучшить вентиляцию, освещение, отопление и так далее. Возникает вопрос: кто мешал работодателям до сегодняшнего дня убрать эти вредные факторы? Никто. Они просто не хотят.

По мнению профсоюзной стороны, новый механизм также не будет стимулировать работодателя вкладывать деньги в улучшение качества рабочих мест.

- Вы говорите, что будете устанавливать доплаты в зависимости от аттестации рабочего места. Я могу сказать, что в шахтах на добычных работах нет постоянного рабочего места. Оно движется. Это не станок. Ситуация постоянно меняется. Как можно определять проценты к этому? - задает еще один вопрос Иван Иванович.

Такой же вопрос задают и председатель Роспрофжела, и председатели других профсоюзов, в чьих отраслях есть профессии, по которым невозможно выделить одно стационарное и неизменное рабочее место.

Кроме того, критике подверглась и система, при которой компенсация устанавливается в процентах от оклада работника. Вредные факторы действуют одинаково на всех, так почему тем, у кого оклад больше, компенсация должна выплачиваться больше?

Претензий к проектам приказов было много. Профсоюзная сторона сочла, что проекты недоработаны, выступила против принятия данных приказов в предлагаемой редакции, предложила продолжить переговоры и поддержала предложение стороны работодателей создать орган по вопросам совершенствования стандартов развития нормативно-правовой базы в сфере охраны труда.

Александр Шохин, координатор стороны работодателей, не возражал против доработки приказов, но сказал: “Есть принципиальный вопрос, по которому надо определиться. Детали можно обсуждать, но если мы не соглашаемся с основным принципом - переходом от “списков” к аттестации - значит, компромисса быть не может вообще”.

Иван Мохначук очень образно объяснил, почему профсоюзы отказываются принять проекты этих приказов: “Мы, профсоюзы, продаем рабочую силу. Но никак не продаем жизнь и здоровье членов профсоюза”. А принятие приказов в таком виде может привести как раз к расплате здоровьем работников за прибыль работодателей.


КОНВЕНЦИИ МОТ

И еще один вопрос заседания РТК заслуживает особого внимания: рассмотрение проектов федеральных законов о ратификации конвенций МОТ. На данный момент три конвенции (№№ 132, 135, 154) подготовлены к ратификации, согласованы с заинтересованными федеральными органами. По этим документам получены заключения Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Это, соответственно, конвенции об оплачиваемых отпусках, о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях и о содействии коллективным переговорам.

В Конвенции МОТ № 135 говорится о том, что “представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе...” А 3 ноября прошлого года Конституционный суд РФ фактически отменил норму ТК о защите прав представителей трудящихся на предприятии от увольнений. В связи с этим российские профобъединения планировали обратиться к руководству страны с призывом ратифицировать 135-ю конвенцию (см. “Солидарность” № 3, 2010).

Возражений не было, все три стороны РТК согласились с проектами этих федеральных законов, и в соответствии с регламентом эти три конвенции МОТ будут в ближайшее время внесены в Госдуму на рассмотрение.

Юлия РЫЖЕНКОВА


Размеры компенсаций (продолжительность сокращенной рабочей недели, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации рабочих мест

* Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым в результате аттестации рабочих мест по условиям труда установлен класс условий труда 3.3, предоставляются следующие виды компенсаций: 

- размер повышения оплаты труда, соответствующий размеру, установленному для класса условий труда 3.3;

- сокращенная продолжительность рабочего времени либо ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом.

Работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (класс условий труда 3.3), которому установлены компенсаций в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенного размера оплаты труда, устанавливается рабочая неделя нормальной продолжительности.

Газета «Солидарность»

 

Рейтинг@Mail.ru

-->