Профсоюз ''ЩИТ'' СОЦПРОФ

Прочти Судостроение Мистраль мы возьмём по тендеру

Мистраль мы возьмём по тендеру

Сергей Птичкин Опубликовано на сайте rg.ru 20 августа 2010 г.  

Будет объявлен открытый тендер на новый вертолетоносец для ВМФ России. И это добавляет интриги в ситуацию с планируемой закупкой во Франции многофункциональных кораблей типа Mistral.

Два года назад на военно-морском салоне Euronaval-2008 случилась настоящая сенсация. Главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий в первый день работы салона заявил, что имеет полномочия обсудить возможность закупки во Франции многофункциональных десантных кораблей. Причем, не одного, а, как минимум двух, с последующей постройкой еще двух на верфях России. Это вызвало настоящий шок. Россия из крупнейшего экспортера военной техники на глазах становилась крупнейшим импортером. Особое внимание главкома привлек Mistral, присутствовавший на французской экспозиции в виде макета. Судя по тому, как уверенно вел себя Владимир Высоцкий, можно было предположить - политическое решение принято, и деньги под этот проект уже выделены. С тех пор тема "Мистраля" стала одной из самых обсуждаемых в отечественных СМИ.

 

Надо сказать, что известие о том, что наша страна в условиях экономического кризиса готова платить Западу сотни миллионов евро за строительство боевых кораблей озадачило не только патриотично настроенных граждан, которые, естественно, возможную сделку не одобрили, но и наших промышленников-судостроителей.

Впрочем, сразу было заявлено, что принято принципиальное решение об оснащении ВМФ большими многофункциональными десантными кораблями нового поколения. И обязательно объявят международный тендер, в котором смогут принять участие все мировые фирмы, специализирующиеся на проектировании и строительстве подобных кораблей. Конечно же, участвовать смогут и российские предприятия. В то же время подчеркивалось, что общий уровень отечественного кораблестроения катастрофически отстает от общемирового. А сама закупка "Мистралей" затевается для того, чтобы этот уровень поднять. Много и на разных уровнях говорилось, что сделка состоится лишь в том случае, если Франция передаст России свои самые передовые кораблестроительные технологии и соответствующую оснастку. И можно было делать вывод, что российским предприятиям, входящим в Объединенную судостроительную корпорацию, ничего в этом тендере на первых порах не светит.

Однако шло время, но никакого открытого конкурса не объявлялось. Более того, в прессу просочилась информация о том, что в "Рособоронэкспорте" очень активно работают над подготовкой контракта по закупке именно французских десантных кораблей. И будто бы даже сам контракт могут подписать на салоне Euronaval-2010, который откроется в конце октября в пригороде Парижа. Поэтому-то сообщение о том, что тендер все-таки проведут, для многих стало сенсацией не меньшей, чем известие о покупке "Мистралей".

Газета "Ъ" со ссылкой на президента ОСК Романа Троценко сообщила, что Минобороны намерено провести открытый международный тендер по закупке вертолетоносца для нужд российского ВМФ. Понятно, что без обязательного конкурса покупка большого боевого корабля была бы не совсем законна. С другой стороны, если военное ведомство очень хочет что-то купить, оно спокойно обходится без всяких там сравнительных испытаний и как бы обязательных тендеров-конкурсов. Купили же в Италии бронированный джип "ИВЕКО" без сравнительных испытаний этих машин с российскими "Тиграми" и "Волками".

Скорее всего, как полагают некоторые эксперты, победят все равно французы. А в рамках тендера определятся те российские верфи, которым достанется очень выгодный подряд на строительство десантных кораблей типа Mistral в будущем. Называются такие верфи как дальневосточная "Звезда", питерские "Адмиралтейские верфи" и калининградский "Янтарь". Интересно то, что "Звезда" образовала совместное предприятие с одной из крупнейших промышленных корпораций Южной Кореи. И на предстоящем тендере это СП предложит ВМФ корейский вертолетоносец типа Dokdo. Среди возможных конкурентов Mistral называются также голландский вертолетоносец Johan de Witt и испанский Juan Carlos.

Трудно сказать, по каким критериям будет, пусть и формально, определяться победитель тендера. Дело в том, что корабли типа Mistral в отличие от своих конкурентов не являются вертолетоносцами в чистом виде. Это действительно универсальные корабли, способные нести вертолеты, 450 десантников, 60 бронетранспортеров, 13 танков или 70 автомобилей. На его борту находится прекрасно оборудованный госпиталь на 69 коек. Штабное помещение корабля - настоящий командный пункт, позволяющий управлять силами целого флота. Не случайно "Мистрали" рассматриваются как будущие плавучие КП для всех четырех флотов: Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского. Уже решено, что эти корабли будут оснащаться вертолетами Ка-52 "Аллигатор".

О целесообразности покупки во Франции этих кораблей споры, скорее всего, продолжатся. Но в любом случае можно утверждать, если сделка состоится, то ВМФ России получит действительно самые современные боевые корабли, а отечественная судостроительная промышленность импульс к своему совершенствованию и качественному технологическому перевооружению. Кроме того, наконец-то начнется производство вертолетов Ка-52. В войсках их давно заждались.

 

Рейтинг@Mail.ru

-->