Профсоюз ''ЩИТ'' СОЦПРОФ

Прочти Судостроение Как Севмаш отпескоструил Индию

Как Севмаш отпескоструил Индию

Михаил Войтенко, главный редактор
"Морского бюллетеня" 
06.10.2010 | 16:46

Я сел было писать большую статью про Объединенную Строительную Корпорацию, по материалам большого развернутого интервью главы ОСК, Романа Троценко газете Коммерсант 30 сентября 2010 года. Поначалу я «завелся» только потому, что Троценко оскорбил в этом своем интервью скопом всех российских рыбаков. Но этого монстра, ОСК, боятся не только рыбаки, и я начал вникать в интервью дальше. И чем глубже вникал, тем чаще падал со стула. Троценко наговорил массу прямо-таки поразительных вещей, но для того, чтобы это понять, надо внимательно вчитываться, понимать, о чем речь и тщательно собирать различные факты и материалы. Я думал обойтись одной большой статьей, но что ни абзац, то на повесть тянет, или даже на роман. Решил давать на блоге кусками. Многие в курсе скандальной истории с модернизацией и ремонтом проданного Индии авианосца Адмирал Горшков. Суть в том, что в январе 2004 года Севмаш взялся переоборудовать авианосец за 947 миллионов долларов, и сдать заказчику в 2008-м. Потом началась череда скандалов, и в конечном итоге сошлись на цене 2.34 миллиарда и сроке сдачи 2012-й. В том, что наговорил Троценко насчет Горшкова и Севмаша, столько много удивительного и невероятного, что не знаешь с чего начать. Начну вот с каких его слов:

 

- Новая стоимость контракта — больше $2 млрд, срок сдачи — декабрь 2012 года. Мы в графике. За эти деньги Индия получает фактически новый корабль. От старого осталась лишь часть корпуса. Исходя из его комплектации, вооружения и систем, невозможно за такие деньги и в такие сроки получить подобный корабль.

«Больше 2 миллиардов», это 340 миллионов долларов. Если кто-то усомнится в том, что за такие деньги, как сказал Троценко, невозможно получить корабль в такие сроки и с такими характеристиками, он правильно сделает. В такие сроки и за такие деньги можно было построить совершенно новый авианосец, или в Западной Европе, или в США. Троценко в этом же своем интервью сказал, что видит ОСК как подобие знаменитой американской корпорации Northrop Grumman. Так вот, Northrop Grumman построила бы авианосец Индии за 2.2 – 2.5 миллиарда долларов, с аналогичными характеристиками по тоннажу и количеству самолетов, но естественно, с несравнимо более качественными электроникой и системами защиты. Уж не говоря про то, что авианосец был бы не «фактически», а реально новый. Индии с этим контрактом просто-напросто вывернули руки, используя все возможные рычаги влияния. Да и как иначе, если контракт начался с обмана? Троценко уж не знаю, почему, по простоте что ли душевной, сказал нечто просто потрясающее, если немного подумать:

- В 2003 году во время заключения контракта руководство "Севмаша" было согласно втянуться в любую битву за копейку, лишь бы получить контракт. Логика была навеяна опытом предыдущих отношений с ВМФ: чем больше выполнишь работ, тем больше получишь денег. Просто взяли и зачистили корабль изнутри — демонтировали сперва высохшие кабельтрассы, потом трубопроводы, сняли оборудование. Вроде и изоляция старая — ее сняли, и в конце концов отпескоструили корабль изнутри. Пригласили заказчиков — говорят: вот, смотрите, все чисто, все блестит, но, сами понимаете, денег теперь нужно в десять раз больше.

В чем суть сказанного Троценко? В том, что Севмаш сознательно обманул Индию. Что он это сделал по старой доброй привычке – он так всю свою жизнь работал с ВМФ, накручивал стоимость и количество работ где мог и как мог. Если кто-то сочтет это за поклеп на ВПК, пусть он почитает современные мемуары современных адмиралов. Я люблю мемуары вообще и современные наших адмиралов в особенности. Там, местами, они очень откровенно высказываются по отношению к советскому ВПК и к его славным представителям, заводам, конструкторским бюро и главным конструкторам. По отношению ко всей сложившейся в годы советской власти системы заказов, проектирования, строительства, ремонта и модернизации ВМФ.

За скандалом с Горшковым я внимательно следил. Среди высшего военного руководства Индии были и остаются решительные противники сделки, они считают, что страну попросту обманули. История сопровождалась и житейскими, коррупционными скандалами. Старший индийский офицер, два года находившийся в России в качестве главного наблюдателя ремонта и переоснащения авианосца, попал под следствие. Коммодор Сухджиндер Сингх подозревается в слишком близких отношениях с рядом граждан России (в том числе с какой-то женщиной) и следствие будет выяснять, не повлияли ли эти отношения на постоянные пересмотры сделки с авианосцем в сторону увеличения стоимости и сроков реконструкции корабля. Он пробыл в России 2 года, после возвращения в Дели возглавил весь проект Адмирал Горшков - INS Vikramaditya.

Пусть история с Горшковым закончится наконец, передачей авианосца Индии – там ведь не забудут, как Севмаш и Россия их отпескоструили, вот ведь в чем дело. Сделка по Горшкову, это странно пахнущая выгода сегодня и мина под завтра.
За время разборок с Горшковым Севмаш успел нагреть, правда не до конца, еще одного лоха, норвежского судовладельца. Новость от 6 января этого года:

Арбитражный суд Стокгольма вынес решение взыскать 43.76 миллиона долларов с российского кораблестроительного предприятия Севмаш в пользу истца, норвежской компании Odfjell, за срыв контракта на строительство 12 танкеров-химовозов. Компания Odfjell считает, что эта компенсация совершенно недостаточна, она требовала более 100 миллионов долларов. В свое время контракт Odfjell – Севмаш обозвали историческим, новой вехой в истории российско-норвежских отношений, он был заключен в 2004-м году, общая стоимость составляла 450 миллионов долларов, крупнейший заказ, когда-либо сделанный норвежскими компаниями в России. Первое судно должно было вступить в строй в октябре 2007-го, танкер-химовоз с танками из нержавеющей стали, дедвейт 45000 тонн. Однако танкер так и не был сдан заказчику, Севмаш срывал все что мог – сроки строительства, условия строительства, прочие пункты контракта. Руководство Odfjell говорит, что «Севмаш отказывался воспринимать заказ как коммерческий, и умышленно саботировал его выполнение». Разрыв контракта стал в свое время большим скандалом, который в России постарались замять и не заметить.

Новости сентября – Севмаш гордо отказался платить Odfjell, и норвежцы обреченно потащились в российский суд.
Как вы полагаете, есть у таких вот столпов отечественной индустрии шансы выжить в условиях рыночной экономики? Понятно, что иностранные заказчики обходят и будут обходить Севмаш седьмой дорогой, лесом и полем. Понятно, что для предприятий такого рода, для некоторых КБ и заслуженных академиков и лауреатов всяких советских премий, единственное спасение, это ОСК. ОСК даст им возможность опять припасть к груди матери-кормилицы, бюджета. ОСК силком погонит к ним отечественных гражданских заказчиков, о чем я пишу отдельно.

 

Рейтинг@Mail.ru

-->